105082, г. Москва, ул. Большая Почтовая, д. 26В, стр. 2

перезвоните мне

Законны ли предрейсовые дистанционные медицинские осмотры водителей

Проект Минздрава от 15.06.2020 года, является заключительным актом внедрения дистанционного медицинского контроля для сотрудников и водителей транспортных средств, обязанных проходить предрейсовый (послерейсовый), предсменный (послесменный) медицинский осмотр.

Законно ли проводить дистанционный предрейсовый осмотр?

Несмотря на отсутствие единого документа с разъяснениями, проведение удаленного предрейсового медицинского контроля сотрудников законно.

Реформа медицинского обслуживания, в том числе, с предоставлением услуг ПМО, началась с приказа Минздрава №344 от 27.08.2001 г. — План развития телемедицины в России.

Развитие электронных технологий, международные соглашения, современные требования времени явились толчком для реформ в медицине. Это общемировая практика и Россия, как член Евразийского союза, не осталась в стороне.

События с пандемией COVID-19 показали, удаленный ежедневный предрейсовый медицинский контроль водителей востребован как никогда. До этого момента противники приводили аргументы, критикующие внедрение технологий телемедицины. Теперь же все их доводы не актуальны. Поэтому несмотря на недостаток информации, переход на дистанционный предрейсовый осмотр — законный и неизбежный процесс. 

Какие законы регламентируют удаленный предрейсовый медосмотр водителей

Закон №242 об использовании технологий телемедицины, телеметрического оборудования, позволяющего на расстоянии проводить консультации, осмотры, давать заключения, регламентирует переход на дистанционную форму предрейсового медицинского контроля водителей. С 2017 года, опираясь на показания специальных систем измерения, проводят медицинский осмотр водителей удаленно.

Транспортные организации, используя телеметрические системы (комплексы, терминалы), обеспечивали законность, если рассматривали дистанционный предрейсовый медконтроль в качестве эксперимента, как дополнительный вид. Применение специального оборудования для предрейсового осмотра водителей, с вступлением в силу Закона №242, подпадает под юрисдикцию Приказа Минздрава №965н. Правовое обоснование — поправка ст. 94 Закона №323-ФЗ об оказании медпомощи.

Исходя из вышеописанного следует однозначный вывод: дистанционное прохождение предрейсового медосмотра водителей регламентировано имеющимися на данный момент нормативными актами. Новые ожидаемые поправки — заключительная часть, собирающая их воедино для оформления Порядка (правил), выраженных в индивидуальном руководстве для транспортных, строительных и прочих организаций.

Что необходимо для перехода на дистанционный предрейсовый медицинский осмотр водителей по закону

  1. Телеметрическое оборудование для осуществления дистанционного предрейсового контроля зарегистрировано в государственном Едином реестре медицинских изделий.
  2. ПО и метрические приборы регулярно (раз в год) проходят тест-поверку на соответствие стандартным требованиям.
  3. Медучреждение, оказывающее услуги предрейсового медосмотра для водителей дистанционно, обладает гос. лицензией.
  4. Соблюдение законов по работе с персональными сведениями.
  5. Сотрудники дают письменное согласие на обработку личных данных.
  6. Медперсонал соблюдает закон о неразглашении врачебной тайны.
  7. Ограниченный доступ к информации, находящейся в защищенном хранилище БД.
  8. Согласие на передачу сведений для внесения данных в Единую систему контроля: о медицинских организациях, транспортных компаниях, зарегистрированной автотехники, сотрудниках.
  9. Идентификация личности для работы с ПО производится согласно требованиям законов в РФ: сличение параметров лица по фото (видео), отпечатку пальца, RFID-ключу.
  10. До перехода на дистанционное обслуживание и каждые 6 месяцев сотрудник проходит очный медосмотр, сдает анализы на содержание наркотических веществ.
  11. Электронные документы год хранятся в БД, с возможностью распечатки страниц на бумаге и просмотре видеоархивов.
  12. Медперсонал, а в некоторых случаях и контроллер-механик, для заверения данных используют УЭЦП.

Для проведения удаленных предрейсовых медицинских осмотров водителей необходимо обеспечить соблюдение требований: по работе с конфиденциальной информацией; сохранять врачебную тайну, использовать зарегистрированное оборудование и нормы идентификации личности. Законы №242; 323 и Приказ Минздрава №965н, регламентирующие Порядок дистанционного медицинского контроля. Так же учитывают:

  1. Закон №152-ФЗ; ст-я 6 [27/07-06] — персональные данные.
  2. Указ Пр-та РФ №188 [06/03-97] — врачебная тайна.
  3. ТК РФ №197-ФЗ; ст-и с 85 по 90 [30/12-01] с июльскими изменениями 2020 года.

Особое внимание уделяется телеметрическому оснащению. Список соответствия требуемым стандартам довольно обширный — около 60 пунктов. Входит в комплект технической документации. Если прибор зарегистрирован в госреестре, значит, Росздравнадзор рекомендует его к использованию. Приобретая оборудование необходимо обращать внимание на данные о производителе.

На кого распространяется закон о дистанционном предрейсовом осмотре

Это перевозчики грузов или пассажиров коммерческих транспортных компаний, ИП и самозанятые, пользующиеся особым налогообложением, водители. Данный перечень лиц и организаций указан в статье 23 п. 3 Закона РФ №196-ФЗ .

При желании они могут перейти на дистанционное медицинское обслуживание. Выполнив предварительно требования о сдаче анализов на употребление наркотических средств при очном медосмотре, и дав письменное согласие на обработку личных данных.

Как поставить штамп-допуск дистанционно

В 2019 году отменили личную печать врача, заменив ее подписью с расшифровкой инициалов. Сведения, включая дату и время, вносят собственноручно или используя УЭЦП, если проводится дистанционный медосмотр. Штамп ставится обязательно (пп. 16; 17 Приказ №835н). Чаще всего, формируется автоматически. Например, при распечатке липкого чека-стикера, который вклеивают в путевой лист.

Иногда он является атрибутом самого бланка. Тогда достаточно внести в форму требуемые данные о пройденном осмотре, заверенные электронной подписью медика, проводившего оценку состояния водителя. Способ получения допуска к управлению транспортным средством зависит от типа используемого телеметрического аппарата.

Глобализация контроля

Самым значимым событием является глобальный контроль и ужесточение мер по отслеживанию нарушителей. Собрав Единую Базу данных о транспортных компаниях, медицинских организациях, водителях, госорганы легко выявят тех, кто:

  • не заключил договор;
  • не прошел медконтроль;
  • предъявил липовый путевой лист.